Исторический очерк

                                  F26

Исторический очерк мужской церковно-приходской школы, находящейся при Крестовоздвиженском монастыре,  в г. Слободском Вятской губернии

(член-делопроизводитель Епархиального училищного совета Вл. Емельянов)

 Церковно-приходская школа при Крестовоздвиженском мужском монастыре

 в г. Слободском Вятской губернии

1908 год 21 декабря

 

Время основания школы

При Крестовоздвиженском мужском монастыре в г. Слободском школа существует с давних лет.

Первоначально школа носила частный характер, помещалась она в стенах монастыря в деревянном здании, теперь уже не существующем.  Занимался в ней член братии – иеромонах Стефан, основавший впоследствии Филейский  монастырь (Вятского уезда). В 1875 году о. Стефан уехал из Слободского на Филейку, тогда в здешней школе занятия прекратились, потому что из членов братии не нашлось заместителя о. Стефана. Два года 1875 и 1876 ученья при монастыре не было. Школа возродилась, или вернее сказать появилась уже официальная школа в 1887 году.

Докладом  от 20 апреля 1887 г. наместник Крестовоздвиженского монастыря Архимандрит Максимилиан (тогда игумен) на имя Преосвещенного Макария ходатайствует перед Владыкою открыть при обители школу,  и предлагает употребить для нее деревянное здание, находящиеся в саду за монастырем, построенное при Архиепископе Аполлосе. Здание могло вместить не многим более 25 мальчиков. Далее в докладе о. Максимилиан просит назначить учителя во вновь открываемую школу из окончивших курсы семинарии, при чем указывает, что монастырь будет доставлять учителю квартиру, отопление, освещение, стол и жалованье в количестве 200 рублей в год из братских доходов. Преосвященный Макарий 21 апреля 1887 года своей резолюцией утвердил доклад. С этого времени школа существует по сие время, только расширенная и более благоустроенная, о чем речь будет ниже. С 1 сентября того же 1887 года начались занятия с учениками.

Примечание: при наборе текста максимально сохранена стилистика и грамматика подлинника.

 Внешний вид школы

I

Дом, где помещается Монастырская церковно-приходская школа, построен на юго-западном углу монастырской усадебной земли, в саду; деревянный, одноэтажный, на каменном фундаменте; дом выстроен не квадратный, но с заворотом, длиною с северной и западной стороны по 9 сажен, с восточной – 5 сажен и южной 4 сажени 1 арш, высота до крыши 2 сажени; покрыт двоетесом на два ската, с двумя балконами: на восток и юг и двумя слуховыми окнами в крыше. При доме есть терраса и крыльцо. В 1902 году дом  обшит со всех сторон тесом и покрашен светло-лиловою краскою на масле, терраса – зеленою, а крыша  мумией на смоле.

Дом построен: одна половина, т.е. квартира для учителей (см. в плане комнаты №№7-10) с кухнею (№6) и широким коридором (№ 4), в 1878 году из старого здания при Высокопреосвященном Архиепископе Аполлосе; а другая половина, т.е. настоящие классные комнаты (см в плане №№ 1-3) с прихожею для учеников (№5), пристроена в 1898 году, при Преосвященном Епископе Алексее.

В 1897 г. 26 апреля Епископу Алексею подан старшею братиею монастыря доклад о расширении школы. В докладе высчитаны все расходы — их на сумму 900 рублей. Новое здание рассчитано на сто человек. Но так как план и смета были частные,  и не были утверждены Строительным отделением Вятского Губернского правления, то В. Д. Консистория не разрешила провести пристройку и для образца послала чертеж классных комнат за № 7742 и смету за №13806. Выбранный план и смета, составленная Слободским архитектором Г. Чарушиным, были утверждены Строительным Отделением В. Г. П. и Духовной Консисторией. После этого, в 1898 году было приступлено к постройке и в том же (1898 г.) году к сентябрю расширенное здание было готово (см. фотографический снимок школы).

В доме этом:

  1. Помещение для учителей и сторожа. Оно находится в юго-западном конце дома: капитальными стенами и переборками разделяется на три комнаты с переднею и на кухню с коридором. В этих комнатах:

А) стены оклеены шпалерами;

Б) полы деревянные с накатом, окрашены вохрою на масле;

В) десять окон с двойными окончинами, крашеными желтою под орех краскою на масле, из них шесть окончин створчатые, косяки же и подушки в окнах крашены белилами;

Г) две печи голландские с медными душниками и приборами, а третья печь кухонная;

Д) двои двери двухполотенные филенчатые, крашеные белилами на масле, со внутренними замками и медными скобками; одна дверь полустекольчатая, ведущая на веранду, по сторонам её два узких окна; и трои двери однополотенные на крюках, крашеные вохрою на масле со скобками;

Е) в кухне лестница деревянная с подшивкою из теса и западнею на подволоку;

Ж) подъемная западня с лестницею в подвал, последний обложен кирпичными стенами.

2.      Классные комнаты с передней для учеников.

Эти комнаты (четыре) примыкают к вышеописанному помещению с северной  его стороны и состоят их трех классных комнат и передней, разделенных между собой капитальными ставнями и заборкой.

В них:

А) потолки и стены оклеены шпалерами;

Б) полы деревянные с двойными накатами, крашеные вохрою на масле;

В) восемнадцать окон с двойными окончинами, крашеными желтою под орех краскою на масле; из низ 11 окон створчатые; и одно окно —  венецианское створчатое; косяки и подушки во всех окнах крашены белилами;

Г) две печи – голландские с четырьмя топками, т.е. по две топки у печи, с приборами и медными душниками;

Д) пять дверей двухполотенных филенчатых, крашеных белилами на масле, медными скобами, две двери однополотенные, одна из них полустекольчатая, а другая деревянная, ведущая на веранду, обитая с наружной стороны войлоком и холстом, еще одна дверь простая, окрашенная желтою краской.

3.      При доме терраса.

Она сделана в самом завороте дома: юго-восточном углу его; открытая, длиною с заворотом 7,5 сажень и шириною 4 аршина; с двумя лестницами, из которых одна — ведущая на улицу – имеет площадку, а над ней крышу на столбах; дверь на площадке однополотенная с запором, служащая первым входом в школу; другая лестница — решетчатая – ведет в сад.

А) Терраса устроена на переводах, положенных на каменные столбы.

Б) Пол частью из однорезки, и частью из половых досок

В) Перила деревянные, решетчатые

Г) Сверху над террасою  и с боков протянуты деревянные планки

Д) Терраса выкрашена малахитом на масле.

4.      Балконы

Два балкона во фронтах дома: на восточной и южной сторонах, с точеными в перилах балясами и филенчатыми, однополотенными, полустекольчатыми дверями; балконы крашены белилами на масле.

5.      Крыльцо

Оно бревенчатое, пристроено к дому с западной стороны при помещении учителя и кухни, на каменных столбах, покрыто двоетесом на один скат и кругом обшито тесом; крыльцо крашено, как и самый дом, краскою на масле.

В нем:  а) полы тесовые;  б) по средине площадка с лестницею, ведущего во двор; в) по сторонам лестницы устроены два отделения: в одном чулан с полками, в другом ретирадное место;  г) два окна с окончинами, крашеными желтою краскою на масле;        д) четверы двери  однополотенные не крашеные.

По углам дома и крыльца устроены из листового железа девять водотеков с ажурными чашками вверху; водотеки крашены малахитом на масле.

6.      Тротуары.

Они ведут от калитки при воротах кругом дома до веранды, т.е. по западной, северной, и восточной сторонам дома на протяжении 27 сажень, шир. 5 четв. они из полового тесу.

 II

  1. При доме погреб и сарай. Погреб и сарай под одной тесовой крышей на два ската. Погреб бревенчатый длиною 2 саж. 2 арш., шир. 2 саж. 2 арш., высотою 15 рядов до крыши; в нем яма с обрубом и лестницей. Сарай построен из однорядки, длина его 3с. 1 ар., шир. 3 саж., высота 18 рядов до крыши.
  2. Баня длиною 3 саж., шир. 2 саж., высотою 14 рядов, крыша на 4 ската. Баня перегородками разделяется на 3 комнаты, в которых а) два окна; б) полы, лавки и потолки тесовые; в) кирпичная банная печь; г) бак деревянный для горячей воды, нагреваемой чугунною  трубою.
  3. Ограда, отделяющая училищный двор от городской земли.

Она деревянная из однорезки в каменных столбах, идет от училищного дома по южной и западной стороне двора, до поперечного заплота, на протяжении 29 саж., высотою 11-12 рядов. В ней широкие двухполотенные тесовые ворота с калиткою, на крюках и с запором. Столбы выбелены, а сверху покрыты железом.

К ограде с северной стороны примыкает монастырский огород, а с восточной стороны сад. Огород, или вернее сказать двор от огорода и сада отделен заплотом с калиткою в сад.

Сад с трех сторон окружает школу, он состоит главным образом из сосен и елок, есть немного лиственных деревьев; деревья расположены рядами; есть широкая алея и тропочки; длина сада приблизительно 35 саж., а шир. 25 саж.

  Состав учáщихся.

Выше  было указано, что при открытии школы наместник Архимандрит о. Максимилиан просил Епископа Макария назначить учителя из окончивших курсы духовной семинарии. Об этом был особый доклад от 30 апреля 1887 г. с прибавлением, чтобы учитель назначался преимущественно из сирот или из бедных. Вполне понятно, почему о. Архимандрит просит учителя со средним образованием – место это для учителей очень хорошее: жалованьем не обижен, квартира удобная, отопление, освещение и даже пища готовые; сверх этого – учитель известен Архиерею и является кандидатом на лучшие священно-церковно-служительские места в Епархии; наконец – жизнь в городе имеет многие преимущества во всех отношениях  пред сельскою или деревенскою.

Доклад от 30 апреля 1887 года Епископ Макарий передал в Вят. Епарх. Училищный совет, а последний передал его в правление Вят. Духов. семинарии. Но оттуда 24 августа 1887 г. было отвечено, что из окончивших курс нет желающих поступить на это место и что О. Ректор Семинарии рекомендует воспитанника, окончившего пять классов семинарии  Серафима Николаева Сырнева (сын дьякона). Определением В. Е. У. совета Сырнев был назначен на должность учителя 15-20 августа 1887 г. Это был первый учитель, существующей по сие время школы. Прослужив два года: 1887-1888 -1888-1889 гг. Сырнев поступил в священники.

Преемником Сырнева был учитель Василий Александрович Петропавловский, сын священника, окончил курс в Вят. Дух.семинарии на должность определен 5 сентября 1889 г.

По статистике учащихся (о чем речь будет ниже) мы увидим, что в третий год существования школы одному учителю было очень трудно заниматься, вследствие большого количество учеников. 10 октября 1889 года Слободской уездный наблюдатель, протоиерей о. Николай Пинегин пишет заведующему школой о. Архимандриту Максимилиану прошение,  в котором,  указав в общих чертах, как должно быть правильно поставлено дело народного образования, сообщает, что одному учителю невозможно выполнить с успехом свою задачу,  и потому просит: не изыщет ли наместник из монастырских сумм средств на содержание помощника учителя.

5 декабря 1889 г. от старшей братии монастыря послан доклад Преосвященному Сергию, в котором просят утвердить должность помощника учителя,  и назначить на это место, уже занимавшегося частным образом в школе с 28 сентября 1889 г., вятского мещанина Владимира Петровича Швецова, кончившего курс в Вятском городском училище и выдержавшего экзамен при вятской мужской  гимназии на звание  учителя.

6 декабря того же года Епископ Сергий утвердил доклад, назначил жалование помощнику 7 рублей за каждый учебный месяц, а на будущий год велел сделать другое распоряжение.

Помощник учителя Швецов служил в этой школе один год. На его место поступил обер-офицерский сын Александр Петров Горский, из 1 класса Костромской духовной семинарии. Определен он был 3 сентября 1890 года.

Учитель Петропавловский по слабости своего здоровья в октябре 1890 г. хотел оставить учительскую службу и просил у Архиерея куда-нибудь в псаломщики для отдыха. Епископ Сергий ответил на его прошение, что псаломнических  мест нет и неудобно оставлять школу без учителя. Петропавловский подавал во второй раз прошение, но место было уже занято. Наконец,  в ноябре того же 1890 г. Петропавловский, прослужив учителем 1 год 3 месяца, нашел себе преемника студента Вятской духовной семинарии Ипполита Федорова Молчанова (сын дьякона). Преосвященный Сергий 26 ноября 1890 г. утвердил Молчанова учителем.

Далее в документах  находится указ об определении Горского в псаломщики 20 февраля 1891 г., служил он в школе 5,5 месяцев только.

С осени 1891 года учителем в школе был Александр Евгеньевич Иорданский, сын дьякона гор. Костромы, кончивший курс в Костромской духовной семинарии. На должность вступил он 12 сентября 1891 г. и проходил ее 2,5 года до 21 марта 1894 года, потом поступил в священники.

Помощником при учителе Иорданском был Александр Романов Старков, уволенный из 5 класса Вятской гимназии; на должность вступил 25 сентября 1891 г., служил всего 5 месяцев, оставил должность 24 февраля 1892 г.

На место Старкова поступил Иван Андреев Лесников, сын псаломщика, окончивший курс в Вятском Духовном училище.

На место учителя Иорданского с 21 марта 1894 г. поступил Иван Дмитриев Орлов, сын псаломщика, кончивший курс в Вятской Духовной семинарии; служил он по 1897 учебный год, т.е. более трех лет.

Помощником при учителе Орлове был послушник Крестовоздвиженского монастыря Яков Васильев Агафоников, сын псаломщика села Кувшинского Яранского уезда, окончивший курс в Яранском городском училище; поступил на должность с начала 1893-94 учебного года и занимался весь этот год.

В 1894-1895 учебном году помощником учителя был Василий Иванов Бяков, окончивший 1 класс Вятской Духовной семинарии; служил 1 год.

С 1 сентября 1895 года помощником учителя состоял опять (вступивший на эту должность во второй раз) послушник Яков Васильев Агафоников и проходил ее по 1899 гражданский год; всего Я. В. Агафоников служил пять с половиной лет.

1897 года 19 июля на место Орлова был назначен Анатолий Сергеев Иванов, окончивший курс в Вятской духовной семинарии; сын умершего фельдшера г. Слободского. В должность вступил с 1 сентября 1897 г. и проходил ее два года – по август месяц 1899 года.

Все вышеозначенные учителя получали жалованья 200 рублей в год от монастыря; один год из братских доходов, а следующий год из казны, такая выдача жалованья чередовалась до сентября 1905 года.

С 1898-1899 учебного года эта школа преобразована в двухклассную, поэтому  был назначен второй учитель Дмитрий Михайлов Беляев, окончивший курс в Вятской Духовной семинарии, сын священника села Спасо-Талицкого Орловского уезда,   определен 21 августа 1898 г. Слободским Уездным отделением.

За семь лет существования двухклассной школы оклад жалованья учителям был следующий: старший учитель получал 360 рублей из Слободского Уездного отделения В.Е.У. совета. Второй учитель получал в год 250 рублей, из них 200 рублей платил монастырь (один год из братских доходов, а следующий год из казны) и 50 рублей в качестве пособи Уездное отделение В.Е.У.С. Здесь общие указания относительно жалованья учителей, подробный отчет о всех расходах будет ниже.

Беляев вторым учителем был один год (1898-1899). С осени 1899 г. он был старшим учителем, на месте Иванова, и служил в этой должности 2 года. Всего Беляев служил три года: с августа 1898 по 1901 учебный год.

Второго учителя должность при Беляеве занимали Поплавский и Южаков.

Александр Иванов Поплавский, студент Вятской Духовной семинарии, сын чиновника, служил один 1899-1900 учебный год, потом поступил в священники.

Дмитрий Иванов Южаков, кончивший курс Вятской Духовной семинарии, сын священника, определен 21 августа 1900 г., служил один год, затем определен в священники.

Помощником учителя вместо Я. В. Агафоникова был дьякон, состоявший в числе братства монастыря, Василий Косьмин Мамаев, сын Вятского мещанина, кончил курс в городском училище, свидетельство на звания учителя имеет; определен 18 апреля 1900 г., а начал заниматься с января того же года, т.е. еще до официального определения.

На место Беляева старшим учителем был Аполлон Васильев Суворов, сын священника, окончил курс в Вятской Духовной семинарии, служил один 1901-1902 учебный год, потом поступил на должность регента и псаломщика Николаевской церкви г. Слободского.

Вторым учителем вместо Южакова был Михаил Федоров Шубин, сын крестьянина орловского уезда, кончил курс в городском училище; поступил в сентябре 1901 года, служил три года.

Помощником учителя в 1901-1902 году служил Алексей Иванов Напольский, сын дьякона, из 1 класса В. Д. семинарии.

В 1902-1903 и 1903-1904 уч. г.г. старшим учителем был Г. Виноградов, студент Владимирской Духовной семинарии, сын обер-офицера.

В 1904-1905 учеб. году старшим учителем служил священник о. Неофит Анцыгин, а вторым учителем г. Васильев. Последний служил месяца три, на его место поступил сын о. Нефита – Анатолий Анцыгин. Помощником был Иван Пойлов.

С сентября 1905 г. эта школа преобразована из двухклассной в одноклассную вследствие малого количества учащихся в 4 и 5 отделениях.

С сентября 1905 года учителем состоит Дмитрий Алексеев Краев, сын умершего священника села Тохтина, Орловского уезда, кончил курс в Вятской Духовной семинарии.

Помощником учителя при Краеве был Андрей Николаев Юферев, сын крестьянина Котельничского уезда, кончил курс в Юмской второклассной школе, свидетельство на звание учителя имеет. Служил он с сентября 1905 года по октябрь 1907 г., т.е. 2 года с небольшим.

На место Юферева поступил Василий Павлов Левашев, сын протодьякона г. Слободского, кончил  курс в городском училище, свидетельство на звание учителя имеет. Служил с октября 1907 г. по 17 января 1908 года, т.е. три месяца.

После Левашева  должность помощника учителя упразднена.

Итого учителей в школе было — 16

Помощников                              — 11

Всего учащихся было 27 человек.

Заведующим состоит наместник Крестовоздвиженского монастыря о. Архимандрит Максимилиан со времени основания школы по сие время, т.е. двадцать второй год.

 Учащиеся

Преобладающий элемент учащихся в описываемой школы – это крестьянские мальчики. Что касается числа учащихся, то просматривая отчеты, мы находим следующие данные:

Годы

Всего училось

Кончило курс в одноклассной  школе  
существования школы гражданские крестьян ме-щан духов.чинов,купцов итого крес-тьян ме-щан духов.чинов,купцов итого  
1. 1887  16  14 1  31  
2. 1888  28 16 1  45  
3. 1889  48 26 3  77 1 1 2  
4. 1890  63 28 3  94 9 3 1 13  
5. 1891  77 19 2  98 10 4 14  
6. 1892  81 9 1  91 8 1 1 10  
7. 1893  74 10 84 5 1 6  
8. 1894  73 12 2 87 9 1 10  
9. 1895  65 14 2 81 9 2 11  
10. 1896 65 17 3 85 10 3 13  
11. 1897  75 12 3 90 7 2 2 11  
12. 1898  68 12 1 81 12 4 16 Кончило курс в 2-классной школе
13. 1899  81 20 5 106 13 1 14 кр. мещ. дух.куп. ит.
14. 1900  77 21 6 104 14 5 19 4 3 2 9
15. 1901  62 9 5 76 9 4 13 5 1 1 7
16. 1902 63 9 3 2 14 2 1 3
17. 1903 7 3 1 11 3 1 4
18. 1904 6 2 1 9 3 1 4
19. 1905  31 17 48 4 2 6 1 1 2
20. 1906  25 14 39 5 5 10 18 7 4 29
21. 1907  29 12 1 42 5 1 6        
22. 1908  41 15 3 59 7 4 1 12        
Итого         159 52 9 220        

Постановка учебно-воспитательной части

            Учебный год начинался в разное время неодинаково: самое раннее время – 1 сентября, самое позднее – 20 октября (как например,  было в 1889-1890 учебном году). Большей частью учение начиналось в первой половине сентября.

Каждый день в присутствии учителя пред уроками в 8 часов 30 минут совершалась утренняя молитва по часослову. Поются учениками следующие молитвы:

  1. Святому Духу
  2. Молитва господня
  3. «Пречистому твоему образу…»
  4. «Спаси Господи…»
  5. «Богородице Дево…»
  6. тропарь Кириллу и Мефодию
  7. «Достойно» и тройное «Господи помилуй»

Во время Св. Четыредесятницы читается молитва Св. Ефрема Сирина. В конце молитвы читаются или Евангелие двунадесятых праздников или Евангелия воскресные по порядку. Накануне  двунадесятых праздников и несколько дней после них поются тропари встречающихся праздников. Начиная с половины ноября и до половины февраля,  молитва бывает на четверть до 9 часов, так как дальние ученики запаздывают, через пять минут после молитвы начинаются занятия.

О расписании уроков говорить нечего, потому что у каждого учителя было свое расположение уроков. Следует сказать вообще: обучение и воспитание  в школе велось в добром и религиозном направлении, согласно требованиям программы и объяснительных записок к программе.

При преподавании Закона Божия главное внимание обращалось на то, чтобы ученики школы воспринимали преподаваемые им уроки не только умом, но и сердцем, с любовью и благоговением. Все занятия по закону Божию направлялись к тому, чтобы питомцы школы были верными сынами Церкви, Царя и Отечества. Лучшим средством к достижению сего служило неуклонное следование утвержденной Св. Синодом программы и указаниям объяснительных к ней записок. При прохождении Ветхого завета указывались все прообразы, начиная с Адама, и пророчества, встречающиеся в учебниках. При прохождении Нового Завета обращалось внимание на нравственный вывод  статьи и на приложение вытекающей идеи к жизни. С целью развития религиозно-нравственного чувства учащихся, по мере возможности, сообщались ученикам краткие сведения о жизни и высоких подвигах добродетели наиболее чтимым народом св. угодников.

Все другие предметы поставлены в тесную связь с Законом Божиим.

По славянскому языку дети приучались к чтению правильному, раздельному и внятному, с точным произношением славянских букв, с соблюдением ударений и знаков препинания,  вслед за чтением прочитанное переводилось на русский язык. Наиболее успешные и обладающие громким голосом ученики допускались к чтению в церкви: Шестопсалмия, Сподоби Господи, Ныне отпущаеши и часов.

По церковному пению ученики были обучаемы с голоса пению молитвословий и песнопений из Всенощного бдения и Божественной литургии и осмогласию. За время  существования двухклассной школы в 4 и 5 отделениях  проходились квадратные ноты по книге Соловьева и по церковному обиходу.

При преподавании русского языка главное внимание обращалось на то, чтобы чтение было правильное, беглое и сознательное. При чтении статей требовалось,  чтобы ученики  ясно понимали содержание  читаемого, могли бы разделять статью по содержанию на части и передавать устно. Непонятные слова и выражения  объяснялись. При  рассказе учеников неправильные их слова  и выражения заменялись литературными.  Так  исправлялась речь учащихся, но посредством одного этого способа нельзя достигнуть вполне правильной речи учеников, главным средством для этого служит продолжительное чтение книг.

По счислению ученики обучались решению умственных и письменных задач  простых и именованных чисел в производство четырех действий арифметики. Давались краткие сведения о дробях, решались небольшие примеры  на сложение и вычитание.

Дисциплина в школе поддерживалась самым способом преподавания. Невнимательность, леность искоренялись в учащихся выговором, внушением, убеждением, советом и сообщением родителям.

Во все воскресные и праздничные дни, встречающиеся в учебное время, ученики ходили в монастырский храм ко всенощной и литургии и стояли рядами за левым клиросом. Во время Богослужения все ученики пели следующие песнопения:

  1. «Богородице Дево…»; 2. «Воскресение Христово видевше…»; 3. Великое славословие; 4. «Взбранной воеводе…»; 5. «Во царствии твоем…»; 6. Символ веры и; 7. Молитву Господню. Лучшие и способные ученики под руководством учителей–певчих пели на клиросе два раза в год: Филипьевым постом и в св. Четыредесятницу все учащиеся исполняли христианский долг исповеди и Св. причастия.

Учебный год кончался в мае месяце: от 4-18 числа. Большею частью экзамены происходили в первой половине мая. После экзаменов день на второй или на третий у учеников отбирались книги, служился о. Архимандритом благодарственный молебен и питомцы  расходились из школы, напутствуемые  наставлениями и благожеланиями.

 Об учебниках и учебных пособиях

1. учебники и учебные пособия по Закону Божию и Богослужению:

  • «Начатки Христианского учения»;
  • «Начальное наставление в законе Божием» — Попова;
  • «Священная история ветхого и Нового завета» — Попова;
  • «Наставление в законе Божием» — Смирнова;
  • «Учение о богослужении» — Рудакова;
  • «Краткая церковная история» — Смирнова;
  • «Пространственный Христианский катихизис» — митрополит Филарета;
  • «Наставление в законе Божием» — епископа Агафадора, изд.училищ. совета при св. Синоде;
  1. 2.      по церковно-славянской грамоте:
  • Святое евангелие;
  • Учебный часослов;
  • Учебная псалтырь;
  • Октиох
  • «Обучение церковно-славянской грамоте»- Ильминского;
  • «Церковно-славянская азбука» — Ильминского;
  • «Азбука для обучения отроков церковному и гражданскому чтению» — изд. Св. Синода;

3.      по церковному пению:

  • молитвослов;
  • учебный обиход;
  • книга Соловьева;
  • Богогласник;

4.     по русскому языку:

  • «Книга для начального чтения и письменных работ» — Радонежского;
  • «Приходская школа»- Ермина, Волотовского;
  • «Русская подвижная азбука» ;
  • «Наше родное» — Баранова;

вышепоименованные учебники употреблялись в первые годы существования  школы.

Позднее были:

  • «Букварь»
  • Книга для чтения первая и
  • Вторая – Одинцова;

В IV  и   V отделениях употреблялись:

  • «Родина» — Радонежского;
  • «Книга взрослых вторая» — Алчеевской;
  • «Сборник статей из образцовых произведений» — Невзорова;
  • «Приготовительный курс русской грамматики» — П. Смирновского;
  • «Элементарный курс грамматики»- Тихомирова.

В последние три года находятся в употреблении:

  • «Букварь» Тернавцева;
  • «Книга взрослых первая и вторая – Алчеевской.

5.        для диктанта имеются :

  • «Русская грамматики в диктовках» — А. Матвеева;
  • «Практический курс правописания» вып. I,  II,  III,  V.

6.        по арифметике:

  • «Сборник арифметических задач» — Лубенца;
  • «Сборник арифметических задач» — вып. 1 и 2 – Гондельберга;
  • «Арифметический  сборник арифметических примеров и задач» 1,2 и 3 год обучения – П. Цветкова;
    • «Арифметический задачник для учеников» – Шохор–Троцкого;
    • «Арифметический задачник» — Вишневского;
    • «Сборник задач и численных примеров» часть II – Павлова;
    • «Задачи для умственного счета» — Рачинского.

7.      по Русской истории:

  • «Русская история для начальной школы» — Горбова;
  • «Краткая Русская история» — Ф. Ф. Пуциковича;
  • «Отечественная история» — Рождественского;

8.      по географии;

  • «Начатки географии» — Д. Тихомирова;
  • «Учебная книга географии» — Смирнова;
  • «География» — Пуциковича;

9.      по чистописанию:

  • «Руководство к обучению письму»
  • Прописи – Гербача;
  • Прописи, изданные Училищным Советом при Св. Синоде.

Руководства и пособия:

  • «Чему и как учить на уроках родного языка в начальной школе» — методика Д. И. Тихомирова;
    • «Как учить читать, писать и считать – Тихомирова;
    • «Методика учебных предметов начальной школы – В. Архангельского;
    • «Письменные упражнения в изложении мыслей» — Ф. Ф. Пуциковича;
    • «Русское правописание»-  Грота;
    • «Методика начальной арифметики» — А.И. Гондельберга;
    • «Систематический курс арифметики» — Киселева;
    • «Арифметический задачник для учителей» — С. Шохор–Троцкого;
    • «Методика арифметики» — его же;
    • Настенная таблица умножения;
    • Счеты- 15 штук;
    • Арифметический ящик (не полный);
    • «Методика обучения чистописанию» — И. Е. Евстьева;
    • «Методическое руководство к обучению письму» — В. Гербача.

Карты: два полушария: восточное и западное, карта Европейской России, Азиатской России, карта Европы, Палестины, карта для изучения священной Истории.

Картины Священной Истории ветхого и нового завета.

Портреты Царствующего Дома Романовых.

Глобус  с компасом.

Библиотека для чтения

Читая отчеты, видно, что библиотека для внеклассного чтения увеличивалась постепенно. Так, например, в отчете за 1896-1897 уч. г. мы находим 236 названий, из них: для учителей 26 книг, остальные для учеников; религиозного содержания 142 и светского 94. Через пять лет, в отчете за 1901 год числится 367 книг. Еще через пять лет, в отчете за 1906 год, книг имелось 545. По счету в 1908 г. в декабре месяце книг было 687. Следует оговориться, что в эту сумму входят большею частью маленькие книжки, страниц – 15-20, даже меньше, и брошюры. Если исключить такие из счета книг, величиною страниц от 40 и больше, будет: светских – 95, религиозно-нравственного содержания  99 – всего книг 194. Остальные книги маленькие, из них: светских 141, религиозно-нравственных 352, всего маленьких книжек 493. Из общей суммы книг духовного содержания: названий 390, книг 451, светского – 236. Светские книги по отделам распределяются  следующим образом:

  1. Исторический отдел 14 книг.
    1. Беллетристики 55 книг и 140мелких, всего195.
    2. Сельско-хозяйственный отдел – 4 книги.
    3. Педагогический отдел – 5 книг.
    4. Географический отдел 10 книг.
    5. По физике 7 книг и 1 маленькая.

 

Об ученическом общежитии

Ученики живут  у своих родителей, если дом их находится недалеко от школы; ученики же, живущие на далеком расстоянии (начиная с 4 верст) и при том зажиточных родителей, стоят на квартирах; за квартиру платят копеек 30-20 в месяц. Ученики очень бедные живут в школе, при чем пользуются обедом и ужином в монастырской трапезе. Ежегодно таких учеников–бедняков живет от 4 до 7 человек. Зимой в сильные морозы, а особенно после всенощной на Воскресенье или на праздник, ученики из деревень остаются ночевать в школе. После всенощной ночуют в школе нередко и ученики, живущие в городе, которые по вечерам боятся ходить домой. Число ночующих, особенно на большие праздники, доходит до половины всех учащихся школы. Особой комнаты для общежития нет, но ее вполне заменяет средняя комната, между классами и квартирой учителя (см. план № 4). Комната большая и теплая. В этой комнате ученикам приходится только спать, а для вечерних занятий они пользуются которым-нибудь классом.

Материальные средства школы

Что стоило школьное здание при открытии школы в 1887 году, оценить трудно, так как дом был поставлен в 1887 году из старого здания  и до школы обслуживал другие цели. Когда школа была расширена в 1897 г., тогда здание застраховали.

Сколько тратилось денег ежегодно, и на какие предметы видно из следующей таблицы (см. на обороте).

 

Заведывающий школою Наместник монастыря архимандрит Максимилиан

Учитель Дмитрий Алексеев Краев

Комментирование запрещено