Доклад на конференции по истории города Слободского

(В марте 2015 года на ОАО «Слободской машиностроительный завод» состоялась конференция по истории города Слободского. С докладом на ней выступил протоиерей Сергий Пентин, настоятель церкви в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение». Ниже приводится текст выступления о.Сергия)


«ИЗ ИСТОРИИ СЛОБОДСКОГО КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ».

История Крестовоздвиженского мужского монастыря — одного из древнейших монастырей Вятского края — неразрывно связана с духовным отцом всех вятских монахов, архимандритом Вятского Успенского монастыря преподобным Трифоном Вятским. Официальной датой основания монастыря принято считать 4 января 1599 года от Рождества Христова, или 7107 год от сотворения мира. Именно в этот день по просьбе слобожан, направленной ещё в 1588 году, от Патриарха Иова дана благословенная грамота следующего содержания:

«Божию милостию, се аз смиренный Иов, Патриарх Московский и Всея Руси. Били нам челом с Вятки, Слободского города, земский староста Осипко Фёдоров, сын Богданов: на Вятке де, в Слободском городе монастыря не бывало искони вечно, и многие де посадские люди и волостные крестьяне во ангельский чин постричься желают и им де и постричься негде; а есть де на Вятке в городе Хлынове монастырь Успения Пречистой Богородицы, и тот де монастырь от Слободского города отдалён, и которые де и иные посадские люди и волостные крестьяне в тот Успенский монастырь хотят постричься, и того де Успенского монастыря архимандрит Трифон и старцы вкладу у них просят дорого, с человека по десяти рублев и по пятнадцати и по двадцати, и с убогого де человека меньше десяти рублев не возьмут, а кому де и случится постричься у себя на подворье и они де и без пяти рублев не постригут, а многие де люди помирают у них без пострижения, хотя и желают постричься; и они де и ныне городом Слободским, посадом и уездом в Слободском у посаду на старом, церковном месте, где был храм Введения Пресвятой Богородицы у речки Спировки, воздвигнули храм Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и приговорили к тому храму служити черного попа Иосафа Казанца, и под келейцы де ему место дали, и нам бы их пожаловати, велети тому чёрному попу Иосафу, дати свою благословенную грамоту, почему ему впредь в том монастыре у них бытии, и велети бы ему тот монастырь у них строити и братию собирати и желаемых постригати, чтоб им впредь, которые хотят тут постричься, постригати их, а на тот бы храм Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа велети им дати антиминс (антиминс – плат, расстилаемый на церковном престоле, на который ставят чашу и дарохронительницу — прим. автора) и освящати велети. И будет так, как нам земский староста Осипко Богданов и во всех Слободского города посадских людей и волостных крестьян место били челом, и аз Иов Патриарх Московский и Всея Руси, Слободского земского старосту Осипка Богданова пожаловал и благословил: велел у них впредь в том Богоявленском монастыри бытии тому черному попу Иосафу Казанцу и велети есмы ему тот Богоявленский монастырь строити и братию собирати и желаемых постригати и в большой образ монашеский совершати, а на храм Богоявления Христова велети им антиминс дати и освящяти велети попу с диаконом по правилам Святых Апостол и Святых Отец. Писан на Москве 7107 году января в 4-й день, а от воплощения Христова 1599 года».

Отмечу важную деталь: земля под монастырь дана ещё в 1567 году, то есть за 13 лет до основания главного на Вятке Успенского Трифонова монастыря и за 32 года до официального разрешения Патриарха. Как писали сами монахи в «Истории Слободского мужского монастыря», изданной в 1899 году к 300-летию его официального основания, «монастырь существовал и раньше», то есть ещё до 1599 г.

Но вернёмся на 19 лет назад от официальной даты, в 1580 год. Он стал судьбоносным для всей вятской земли в духовном отношении – этот год обретения святого молитвенника и печальника, своего духовного отца. Жизнь Вятского края в духовно-нравственном отношении в тот период оставляла желать лучшего. И нужен был пример жизни святой, благочестивой и монашеской, коим явился для наших предков преподобный Трифон Вятский.

В 1580 г. Преподобный Трифон встретил в Кае слобожанина Ивана Витязева, который и пожаловался ему на отсутствие монастырей на Вятской земле и на желание людей иметь такой монастырь, постричься в монахи и жить по монашескому уставу. И преподобный Трифон принимает решение его желание исполнить. Проходя город Слободской с кайской стороны, он видит новую срубленную церковь, построенную для монастыря, но не освящённую, которую и спрашивает у слобожан для монастырского храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в Хлынове для первого вятского монастыря.

И, очевидно, в дальнейшем имея признательность к слобожанам за оказанную милость, он, спустя некоторое время после изгнания его неблагодарной братией из основанного им монастыря в Хлынове, приходит в новую обитель г.Слободского. Желая помочь в её устройстве, Трифон с иноком Досифеем, своим учеником, берёт на себя труд по сбору пожертвований и горячо принимается за это дело. Он отправляется в Сольвычегодск, где обращается к известному богачу и благодетелю Никите Григорьевичу Строганову. А тот «даде преподобному милостыню: икон и книг, и риз, и соли, и железа, и братии на потребу, елико преподобному довольно бысть, и отпусти его из дому своего с честью». Жители г.Слободского, узнав о прибытии преподобного Трифона, весьма обрадовались и «воздали ему честь великую и в монастырском строении всячески ему помогали. Он же келии братиям поставляти, и ограду, и святые враты устрои, и над теми враты церковь созда во имя собора Архистратига Михаила».

Замечу, что этот деревянный храм был срублен преподобным Трифоном в 1610 году без единого гвоздя. Этот храм на сегодняшний день является самым древним памятником деревянного зодчества в России. В 1960 г. Постановлением Совета министров РСФСР №1327 церковь Михаила Архангела была объявлена памятником архитектуры республиканского значения и взята под государственную охрану. В ноябре 1972 г. Она передана на баланс Слободскому краеведческому музею. А письмом от 26 декабря Министерства культуры СССР просит разрешить перевозку её в Париж для экспонирования. Руководил перевозкой и установкой церкви Борис Васильевич Гнедовский. В январе 1973 года церковь Михаила Архангела отправлена в Париж на выставку «Русская деревянная пластика». Летом она вернулась обратно, была установлена вблизи городской площади и стала частью музея. 15 августа был подписан акт её передачи представителями областного управления культуры, Слободского горисполкома, музея, реставраторами. Кроме приёма-передачи комиссия рекомендовала открыть обзор на церковь Михаила Архангела (в первую очередь речь шла о сносе кафе «АБВГДейка») и провести химическую обработку здания в кратчайшие сроки. В 1974 г. в церкви начались работы по созданию экспозиции.

Но вернёмся непосредственно к монастырю. Выдающуюся роль в его становлении сыграл инок Досифей как продолжатель заветов своего учителя, преподобного Трифона Вятского. Наставник завещал своему ученику:

«Аще и изыдеши, паки в том же монастыре будеши и много скорби и напасти от бесов и злых человек приемлеши. Точею внимай, яко по смерти своей в сем монастыре почиеши, и в память мою многим на пользу будеши, яко мой еси ученик».

По смерти преподобного Трифона Вятского Досифею, действительно, много пришлось претерпеть в течение 50-ти лет иноческой жизни до смерти, последовавшей в Слободском монастыре, — он был погребён против алтаря Введенской церкви. Во второй половине ХIХ века при архиепископе Аполлосе и настоятеле архимандрите Максимилиане на его могиле устроили часовню, где часто служили панихиды. По молитвам инока Досифея происходили частые случаи исцеления. Таким образом, на современной территории монастыря находится могила ещё не прославленного святого вятской земли и, в частности, города Слободского. Хочется надеяться, что рано или поздно это событие произойдёт.

Архитектурный ансамбль монастыря формировался постепенно с конца XVII до начала XX века. Деревянные постройки, кроме церкви Михаила Архангела и частично конюшен, не сохранились. В 1887 г. в монастыре была устроена школа для мальчиков, где первым учителем был святой вятской земли, преподобный Стефан Филейский – именно здесь он принял свой монашеский подвиг. Монастырь имел свою библиотеку, выписывал журналы для братии. Для послушников были заведены различные мастерские. В 1872 г. впервые в монастыре работал профессиональный художник Эльвиро Андриолли, ссыльный поляк, получивший образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его работам дал высокую оценку архиепископ Вятский и Слободской Аполлос. И с 20 июня по 19 сентября 1872 года по контракту, заключённому с Вятской духовной консисторией, Э. Андриолли находился в г.Слободском, где писал иконы для иконостаса холодного Крестовоздвиженского храма монастыря. Комиссия приняла от художника 56 икон, в числе которых одна – «Воскресение Христово», — заменяющая по величине 6 прежних, находилась над Царскими Вратами, а другая – «Тайная вечеря» — над входом из трапезного отделения церкви в храм.

Исторически архитектурный памятник монастыря – это Святые Врата, которые в 1901 году по благословению настоятеля епископа Алексия отремонтированы в честь 300-летия существовании обители. Врата были сделаны на Белохолуницком заводе за 800 рублей, пожертвованных из своих личных средств главным управляющим завода А.А. Фон Зигелем. На вратах имеется надпись: «В память 300-летия святой обители январь 4 дня 1599-1899 гг. Основана по благословению святейшего патриарха Иова». В 2012 году по благословению Митрополита Вятского и Слободского Марка, при личном участии и радении генерального директора ОАО «Слободской машиностроительный завод» В.Н.Забарного Святые Врата были воссозданы в своём первозданном виде заводскими мастерами и являются украшением города Слободского. Ворота подобного образа имеются только в г.Праге, других аналогов в России просто нет.

В 1999г., к 400-летию создания монастыря, открыт ныне действующий храм в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», прославившейся в Слободском в 1863г. В склепе под полом храма находятся могилы высокопреосвященнейшего архиепископа Аполлоса и его матери схимонахини Марии (Беляевой). Там все отремонтировано, можно посетить это место и отдать дань памяти строителям и основателям Крестовоздвиженского мужского монастыря.

Комментирование запрещено